0-3Преподобный Симеон, Христа ради юродивый, и Иоанн, спостник его

Святые Симеон и Иоанн[1] были родом из Сирии и жили около 590 года. Иоанну в то время было 22 года, он только что женился. Симеон был двумя годами старше, и вся его семья состояла из престарелой матери. Во время паломничества по святым местам по случаю праздника Крестовоздвижения они подружились и решили продолжать путь вместе.

Когда они достигли Иерихона, Иоанн сказал другу, что люди, живущие в монастырях на берегах Иордана, подобны ангелам Божиим. Указав на ведущую к ним дорогу, он промолвил: «Вот путь, ведущий к жизни». Обратившись к широкой дороге, по которой шли все путники, добавил: «А вот путь, ведущий к смерти».

Помолившись и бросив жребий о том, какой путь им избрать, они отправились в монастырь святого Герасима, полные радости и отринув всякие узы, соединявшие их с миром. Настоятель обители, блаженный Никон, имел видение о приходе в монастырь двух юношей. Он встретил Симеона и Иоанна у ворот, радостно приветствовал и призвал отречься от мира, предсказав, какой будет их дальнейшая судьба. По их просьбе он немедля совершил иноческий постриг, возродив Симеона и Иоанна к новой жизни вторым крещением. И все же они боялись утратить посланное свыше рвение, воспламенявшее их сердца, и великую славу, даруемую монашеством. Поэтому через два дня Иоанн и Симеон решили оставить монастырь и удалиться от людей ради жизни в пустыне, предав себя воле Божией. Они направились к Мертвому морю и остановились в пустынном месте, именуемом Арнона. Там сподвижники нашли убежище и запас продовольствия, которые принадлежали отшельнику, умершему за несколько дней до того.

Как только они приступили к аскетическим подвигам, ими овладели воспоминания о близких: Иоанн думал о жене, а Симеон – о матери. Угнетаемые такими мыслями и искушением уныния, они чуть было не сдались, но всякий раз память о славе, даруемой монашеством, и видение во сне их духовного отца придавало им мужества и стойкости. Они пребывали в кельях, удаленных друг от друга на бросок камня, а когда их одолевали искушения или уныние, сходились ради совместной молитвы. Тогда они рассказывали друг другу о посылаемых им видениях и радовались, что избавлены Богом от тревоги за близких ради непрестанного молитвенного делания. И в нем они столь преуспели, что спустя всего несколько лет были удостоены явлений Божества и дара чудотворения.

30 лет провели они в пустыне, открытые любой непогоде и бесовским козням. Тогда Симеон, достигнув блаженного бесстрастия благодатью обитавшего в нем Святого Духа, предложил другу покинуть пустыню, чтобы спасти и других людей, высмеяв мир властью Христовой. Иоанн, сочтя, что тот пал жертвой бесовского наваждения, строго ему выговорил и напомнил об обоюдном обещании никогда не расставаться. Но ничто не могло поколебать решимости Симеона, и, уразумев, что на то воля Божия, Иоанн отпустил друга, взяв с него обещание не уходить из этого мира, не повидавшись с ним.

Вначале Симеон отправился в паломничество в Иерусалим, где провел три дня в молитве у великих святынь, а затем в Эмесу. Там он решил прикинуться безумцем, чтобы следовать своему служению. Так он стал первым из вступивших на опасный подвижнический путь юродства Христа ради. Слова апостола: «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3: 18) – он понял буквально. Поэтому, не имея иных целей, кроме спасения душ, он в качестве средства использовал или смешное поведение, или придуманную заранее хитрость, или чудеса, которые он совершал, отдавая себя при этом на посмешище и поругание, а иногда произносил наставления и пророческие речи вопреки своему мнимому безумию. И всякий раз он стремился укрыться от людей и избежать огласки, чтобы не удостоиться похвалы и почестей от людей и жить в миру как в пустыне.

Симеон вступил в город, волоча за собой на ремне труп собаки, найденный им на мусорной куче, вызвав этим издевательские насмешки детей. На следующий день, в воскресенье, он пришел в церковь и принялся тушить свечи, кидая в них орехами. Его хотели выгнать, тогда он взошел на амвон и стал кидать орехи в присутствующих женщин. Когда же его наконец вывели вон, он опрокинул столы торговцев-кондитеров, и те осыпали его ударами. Один продавец пирожков сжалился над ним и предложил торговать в своей лавочке, но Симеон принялся бесплатно раздавать товар прохожим, а сам жадно поедать пирожки, потому что постился уже неделю. Поддавшись на уговоры жены, торговец поколотил его и выгнал. Вечером Симеон взял голыми руками горячие угли и зажег от них ладан, но затем, когда это увидела жена торговца, блаженный сделал вид, будто обжегся, и сбросил жар в свой плащ, оставшийся, как и его руки, невредимым. Впоследствии он обратил ко Христу этого лавочника, который был учеником Севера Антиохийского, изгнав из него беса.

Прочитано: 152 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты