sxiigumen-ioann-valaamskij-starec-kak-ustroit-duxovnuyu-zhiznСхиигумен Иоанн, Валаамский старец. Как устроить духовную жизнь?

Боголюбивый отец!

Получил я Ваше письмо, и Вы пишете, что духовная жизнь у Вас не клеится, молитва пресекается, нападает уныние, леность, сухость и легкое отчаяние.

В этой временной жизни иначе и быть не может: приходится переживать всякие невзгоды, как кораблику в море: то ветры, то дождь, то буря, да такая, что мачты трещат, то и жди, что на подводный камень выкинет. В такие тяжелые минуты полезно прогуляться в лес и посмотреть, как белки прыгают с елки на елку и птички хвалят Господа. Только бедный человек унывает и скорбит. Еще полезно с кем-нибудь поговорить. А врачует это тяжелое состояние терпение, молитва и время. Еще смущают тебя старые привычки, и ты очень унываешь. Да, тяжеловато переживаешь их, однако унывать не надо.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Часто старые привычки мучительным образом обладают нами и теми, которые оплакивают грехи свои; и сие неудивительно. Слово о судьбах и падениях темно для нас, и никакой ум не постигнет. Еще не ужасайся, если и каждый день падешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно, и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Преподобный Моисей говорит: «Сила для желающего стяжать добродетели заключается в том, чтобы не малодушествовать, когда случается пасть, но снова продолжать свой путь. Не падать свойственно только Ангелам».

Вот что говорит святой Ефрем Сирин: «Подвижнику и это надо знать: поколику душа несравненно выше тела, потолику и душевные добродетели, особенно богоименные и богоподражетельные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя я не знаю, почему ускользает сие от разумных многих. Пьянства, блуда, воровства и близких к сим пороков (как таких, которые многие остерегаются и боятся) избегают, но равнодушно смотрят на пороки гораздо важнейшие, как душевные: зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол – сребролюбие». Некоторым это, может быть, будет непонятно и невместимо, но преподобный сказал справедливо, ибо он сравнивает пороки душевные с телесными. А добродетель богоименная, это любовь, ибо Бог есть любовь.

Это я написал Вам не в поблажку, а к сведению, чтобы духовную жизнь понимал пошире. Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и указаний новостей. Святые отцы сказали: «Каким монах вышел из кельи, то таким же и вернется». А о газетах и слушании новостей и говорить излишне.

Если будет какое недоразумение, пиши, постараюсь ответить, насколько Господь вразумит меня, грешного. Мне уже стукнуло восемьдесят три года, и благодарю Бога, ибо я имею два утешения: 1-е – хорошие глаза, свободно могу читать, и 2-е – сам себя обслуживаю, а о болезнях умолчу.

Прошу святых молитв Ваших.

Схиигумен Иоанн, Валаамский старец. Как устроить духовную жизнь?

Прочитано: 82 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты