Святителя Николая Вельмировича называют сербским Златоустом. Его книги, проповеди, письма известны не только на родине, но и во всем мире. Он был величайшим в истории Сербской Православной Церкви проповедником.
Ему довелось пережить заключение в фашистском лагере, а после освобождения перебрался в Америку, потому что в коммунистическую Югославию Тито вернуться ему не позволил. В эмиграции он тяготел к русской среде, преподавал в русских семинариях в Нью-Йорке и Джорданвилле. В русском монастыре прошли и последние годы святителя Николая. Последние дни владыки протекли в русском монастыре святого Тихона в США, где 5/18 марта 1956 года он мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой. Святитель был похоронен в Пенсильвании, а в 1991 году его святые мощи были перенесены в родное село Лелич.
«Владыка Николай – величайший сын сербского народа после святого Саввы Сербского», — сказал о своем учителе преподобный Иустин Селийский (Попович).
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ. Письмо рабочему о духовной жизни.
Только духовная жизнь – настоящая жизнь. Все же остальное – прах.
Прахом является и наше тело – это земля, одолженная на время у земли. Тело человека создано из земли, воды, огня и воздуха, и создано так чудесно, что этого нельзя выразить. Но само по себе тело – еще не жизнь, как и повозка – еще не ездок, а клетка – еще не птица.
Но что же такое жизнь? Об этом ясно написано уже на первых страницах Священного Писания: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2: 7).
Понятно ли тебе значение слов «опосредованно» и «непосредственно»? Посредством земли, значит, опосредованно, Господь сотворил наше тело, непосредственно же вдунул в лице его дыхание жизни. Так стал человек душою живою.
Значит, хотя мы и телесны, тело Аше имеет дыхание жизни, полученное от Творца.
Это дыхание, дух, связывает нас с Творцом и с невидимым духовным миром. Мы – малый огонек, но мы подобны вечному Божественному свету. И хотя наша жизнь проходит здесь, на земле, среди пресмыкающихся и зверей, этот огонек связывает нас с вечностью и небом.
Жизнь души, ведомая и оживотворяемая Божественным Духом, и есть настоящая человеческая жизнь.
Духовная жизнь и состоит в том, чтобы сделать себя достойным Божественного Духа, который имеет каждый из нас. Для этого необходимо потрудиться. Почему же здесь необходимо потрудиться? Потому что Творцу было угодно одарить на этим даром. Это нами не куплено, за это нами не выплачено, но даровано нам Вечной Любовью. И мы, принимающие такой драгоценный дар, как жизнь, должны показать, что достойны этого дара.
Наука, учащая, как ответить Творцу любовью на Его любовь, как стать достойными Его Божественного дара, — это великая духовная наука, являющаяся выше всех земных наук. Эта наука дана нам Святым Духом. Тот, Кто даровал нам Свой великий дар, Сам научил нас быть достойными этого дара.
Если желаешь изучить эту великую и сладостную науку, да будет твое желание благословенно.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ. Письмо рабочему о духовной жизни.
Прочитано: 88 раз.