11Гора Нево – место кончины пророка Боговидца Моисея. Из записок паломника.

«Мемориал Моисея» («The Memorial of Moses»), расположенный в семи километрах от города Мадаба на вершине знаменитой библейской горы Нево, – наиболее посещаемое паломниками место в Иордании. Мемориал находится неподалеку от так называемого Царского пути, основного маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию. Пророка Моисея высоко почитает и арабское население, называя его «Муса», а потому на горе Нево люди любят проводить свои семейные праздники.

В ветхозаветные времена Нево называлась одна из вершин горы Аварима, или Фасги, с которой поднявшемуся сюда пророку Моисею Господь даровал бросить перед смертью последний взгляд в сторону Земли Обетованной. Это также и название города вблизи одноименной горы, перешедшего при Моисее от моавитян к рувимлянам. Моавитяне, жившие к югу от реки Арнон, хотя и были через Лота (см.: Быт. 19: 37) родственным Израилю народом, но не позволили израильтянам через их землю пройти в Ханаан – землю, которую Бог обещал дать израильтянам. Страна Моав располагалась на плато высотой 900 м к востоку от Мертвого моря и была родиной Руфи. Моав часто воевал с Израилем, и в ветхозаветные времена моавитяне постоянно досаждали евреям.

Гора Нево расположена к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины – местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.

У подножия горы Нево, называемой в некоторых арабских справочниках горой Джебель-Оша, в живописной долине находятся источники Моисея (Уан Муса) с целебной родниковой водой, а также руины древней крепости и развалины церквей византийской эпохи. Кстати, источники Моисея можно видеть и в других районах Иордании, например в районе знаменитой Петры находится Долина Моисея (Вади Муса), где, согласно преданию, тоже имеется источник Моисея (Айн Муса), из которого пили холодную воду Моисей и его спутники на пути из Египта в Ханаан.

Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. По данным археологических исследований, эта маленькая церковь к VI или VII веку превратилась в небольшой монастырь. Данные ученых совпадают с сохранившимися описаниями некоей странницы Егерии (390 г.), рассказавшей о небольшой церкви, построенной на горе египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. Через 66 лет здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее (точное время неизвестно. – А.Х.) все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь.

Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Древние мозаичные фрагменты искусной работы обнаружены археологами и в других местах горы Нево. С середины 1930 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или церковь святого Моисея. С 1932 года францисканская кустодия Святой Земли получила участок земли на горе Нево, на котором была создана францисканская община, состоящая всего из трех монахов из Италии, Австралии и Сирии. По их рассказам, главной целью общины является «возрождение созерцательной и молитвенной жизни в сочетании с гостеприимным отношением к паломникам».

Паломникам, оплатившим входные билеты на территорию мемориала, монахи показывают на вершине горы Нево памятный знак в виде стелы; каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»; сохранившийся фундамент базилики VI–VII веков, а рядом с ней так называемое «первое святилище Моисея»; многочисленные мозаичные панно и их фрагменты; базилику с приделом Богородицы; новый баптистерий; заросшие ямы, служившие когда-то монашескими кельями, а также оливковое дерево, посаженное понтификом Иоанном Павлом II. Потом монахи приводят паломников к смотровой площадке, откуда при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и др.

Здесь же на каменных ступенях – сооружение из тонких металлических прутьев, в переплетениях и соединениях которых местные птицы приспособились вить себе гнезда. Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21: 8). Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Ин. 3: 14).

В Библии говорится, как однажды Господь в подтверждение своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змею и змею снова обратил в жезл. На стане у Чермного моря Господь повелел Моисею взять свой жезл и разделить море так, чтобы израильтяне могли пройти по суше среди моря. Жезл Моисея фигурирует и в другом библейском эпизоде. С наступлением сорокового года после выхода из Египта Моисей с людьми появляются в Кадесе, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Из-за недостатка воды люди возроптали. И тогда Моисей и Аарон воззвали к Господу, и Господь внял молитве и повелел им собрать народ и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. И сказал Господь Моисею и Аарону: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». (Чис. 20: 12).

По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле» (Чис. 12: 3). Во всех его делах и помышлениях им руководила вера во Всевышнего.

Прочитано: 9 раз.
Поделиться с друзьями

Отправить комментарий

*