808Тебя удивляют слова Спасителя: «ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12). Разве справедливо, спрашиваешь ты, давать богатому, который уже имеет, и отнимать у бедного и то малое, что еще имеет? Так ты рассуждаешь, ведомый духом нашего сурового времени, когда материя заслонила собой главное в человеческой жизни — ее смысл и цель. Если бы здесь шла речь о благах мира, то, действительно, было бы несправедливо взять у нищего и отдать богатому. Это противоречило бы другим словам Спасителя: «Просящему у тебя дай». Противоречило бы и притче о богаче и Лазаре, которая говорит о том, что по смерти немилосердный богач оказался нищ, а убогий Лазарь богат. Следовательно, здесь не может идти речь о материальном имении.
Если и случается в жизни, что богач обогащается еще больше, а бедный совсем нищает, если и бывает, что последнее имение отнимается у бедного и отдается богатому, то это — символ, образ того, что происходит в духовной реальности. Истинный смысл этих слов Христа понятен из предшествующего. А предшествуют им притчи о сеятеле и о свече, свет которой светит всем. Истина есть свет. Кто вкусил сладость истины, как дара Божия, тот жаждет ее все больше и стремится к ней все сильнее, и ему еще приумножится, чтобы мог другим благовествовать о ней.
У святой Варвары не было учителя, но она имела жажду истины и душу, готовую принять ее, поэтому Господь открыл ей богатство истины. Некоторые современные еретики, зажав в кулаке частичку Христовой истины, отбросили полноту ее, которую содержит в себе Православная Церковь. Подобно рабу, закопавшему талант, закопали они частицу истины и ревностно хранят ее от приумножения. Потому отнимется та частица у них и возвращена будет тем, у кого взяли. Они же «думают», что имеют «всю истину». Евангелисты иногда дополняют и объясняют друг друга, в данном случае Лука дополняет и объясняет слова Матфея: «ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8:18).
Многие высокоумные философы, не имея истины, думают, что имеют, и не стараются познать истину, которая только от Христа исходит. Потому их мнимая истина отвергнется и не принесет плода, а дар Божий, который они употребили для своей пагубной гордости против Творца, отнимет Податель даров и отдаст другим, имеющим страх Божий и ревность, веру и любовь. «Так же надлежит поступать и нам, — говорит святой Иоанн Златоуст», — когда мы видим, что кто-то слушает нас рассеянно и оставляет без внимания все наши убеждения, да умолкнем, ибо, чем больше усердствуем, тем нерадение их увеличивается». Господь поступает, как тот хозяин, который сеет семя и у дороги, и на каменистой почве, и в тернии, и на доброй земле, но, когда видит, что бывает с семенем, посеянным в первых трех случаях, он всю свою заботу отдает семени, посеянному на доброй земле. Чем больше плода приносит нива, тем более внимателен и заботлив к ней хозяин. А землю, что у дороги, на камне и в тернии, он постепенно оставляет, видя, что не приносит она плода, и семя, которое сеял в нее, забирает и сеет на плодородной земле.
Все это относится к слову Божию, посеянному Христом в мире. Кто отвергнет слово Божие или злоупотребит им, у того отнимется оно и приумножится у тех, кто уже имеет его и принимает с радостью.
Мир тебе и радость от Господа.

 

 

Прочитано: 144 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты