По православной Японии.

12 Окт 2016 | Категории: Новости

4По православной Японии.

Равноапостольный Николай Японский, память которого Православная Церковь чтит 3 (16 – по новому стилю) февраля, и в сегодняшней Японии один из самых известных русских. И самый почитаемый, даже среди нехристиан. Некогда святитель сам обошел всю Японию – город за городом, поселок за поселком, проповедуя слово Христово. И каждая из существующих сейчас православных общин Японии – его детище, сохраняющее не только духовную связь с просветителем Японии, но и человеческую – через учеников святителя и учеников его учеников. Поездка по православным приходам Японии сегодня своего рода путешествие в двойном времени: прошлом – времени апостольского служения святителя Николая и нынешнем.

13 декабря 2007 года рано утром на метро отправляюсь на центральную станцию Саппоро, чтобы, пересев на электричку, добраться до пригородного аэропорта, откуда начинается мое путешествие в Западную епархию Японской Православной Церкви.

Несмотря на то, что в понимании русских людей Япония кажется очень маленькой, перелет из Саппоро (запад острова Хоккайдо) в Токио занимает полтора часа, а чтобы попасть в самое южное благочиние православной Японии (город Кагосима на юге острова Кюсю), из столицы нужно лететь в юго-западном направлении еще почти два часа.

Дорога из аэропорта Кагосима в центр этого довольно крупного города (около 600 тысяч жителей) даже по скоростному шоссе занимает около часа. Это самый юг острова Кюсю, в середине декабря здесь плюс 15 градусов, по обеим сторонам дороги весело растет молодой бамбук, высятся ряды стройных пальм, путешественникам приветливо машут ветви спелой хурмы. Рисовые поля, ровные кустики чайных плантаций, мандариновые сады…

Именно этот город и этот японский остров стали первой встречей с Японией монаха ордена иезуитов Франциска Ксавье, приехавшего сюда с первой проповедью христианства в 1549 году. Кагосима была центром страны Сацума – одного из богатых и влиятельных княжеств феодальной Японии.

Статуя монаха ордена иезуитов Франциска Ксавье с учениками Ядзиро и Бернандо в парке напротив мемориального Собора в КагосимаСтатуя монаха ордена иезуитов Франциска Ксавье с учениками Ядзиро и Бернандо в парке напротив мемориального Собора в Кагосима
В Кагосима очень бережно относятся ко всем историческим событиям своего города, включая и контакты с католиками-европейцами. На побережье залива воздвигнута памятная стелла на месте, где монах Франциск впервые ступил на японскую землю. Совсем рядом видны облака дыма, исходящего из кратера горы Сакурадзима – действующего вулкана. Пепел и пыль от Сакурадзима довольно часто буквально пеленой покрывают город, нанося существенный вред и старинным, и современным зданиям. Достаточно крупные куски черной вулканической лавы можно увидеть в разных местах Кагосима.

В городском историческом музее прибытию европейцев посвящено несколько залов. Портреты Ксавье, письма правителей княжества, рассказ о привезенном западном оружии, табличка с надписью о запрете христианства – цепочка экспонатов, сжато повествующая о самых ярких моментах целого «христианского столетия» в Японии. Удачи первой католической проповеди, разрушение и сжигание буддийских храмов, сотни тысяч крещеных японцев, множество семинарий и первое издательство на современном печатном станке сменяются преследованием самих христиан, сжиганием и распятием верующих. Это произошло в тот момент, когда в Японии стало понятно, что христианизация Японии рассматривалась Западной Европой как первый шаг по колонизации Страны восходящего солнца.

В 1949 году к 500-летнему юбилею прибытия Ксавье в Японию в центре Кагосима вместо старой деревянной католической церкви был создан мемориальный каменный собор. К очередной юбилейной годовщине он был перестроен в грандиозное и несколько авангардное железобетонное сооружение. В небольшом холле-музее этого собора можно видеть фотографию тела Франциска Ксавье: монах канонизирован Римской Католической Церковью, его останки находятся в Гоа. Здесь же собраны раритеты из небольших католических приходов Кюсю, в том числе и широко известные «фумиэ» – иконы, на которые предлагалось наступать («попирать ногами»), чтобы бывшие христиане могли на деле подтвердить свой полный отказ от европейской религии.

В преддверии Рождества 2007/2008 года в верхнем храме, напоминающем скорее протестантский зал, чем католический собор, уверенно расположились молодые люди с синтезаторами и гитарами. Прямо в алтаре происходит репетиция рождественского представления.

В малюсеньком нижнем храме среди ровных рядов узких скамеечек видна единственная застывшая фигура японки средних лет в традиционной католической монашеской одежде. Смотрительница дремлет, покачивая головой, и кажется, что, подобно ее сну, в полутемном помещении остановился и сам ход времени. Лишь старинная икона Богородицы греческого письма и горящая перед ней лампада напоминают о том, что совсем рядом, буквально в 300–500 метрах от этого католического сооружения, в Кагосима есть храм еще одной христианской Церкви, сохранившей традиции апостольских времен и принесшей их в Японию.

В 1891 году в ходе своего заграничного путешествия Кагосима посетил и наследник русского престола цесаревич Николай. Интересовавшийся историей и культурой Японии и с большим уважением относившийся к трудолюбивому народу этой страны, цесаревич познакомился здесь с традиционным искусством изготовления изысканной посуды, украшений, узорного ткачества. Дальнейший путь будущего императора Николая лежал в центр Японии. Рассказывают, что цесаревич встречался и с первыми православными катехизаторами и священниками Кагосима.

Православная община Кагосима образовалась в январе 1878 года. Первым священником стал ученик святителя Николая Японского Иаков Такаи.

«Церковь здесь одна из самых юных… – отмечает епископ Николай во время поездки на Кюсю в мае 1882 года. – Христиан здесь ныне 18 всего». Храма в Кагосима тогда еще не было.

«Небольшая комната, где – икона молящегося в Гефсимании Спасителя, в рамке, как картина; пред нею лампадка, впереди – столик с Новым Заветом и молитвенником – вот и все снабжение молитвенного дома», – читаем мы в дневниковых записях владыки Николая[1].

Позднее в городе построили постоянный молитвенный дом, на втором этаже которого был храм, а на первом этаже – жил священник с семьей и здесь же проходили встречи верующих и катехизаторские проповеди. Такое устройство православных храмов традиционно для Японии того времени. Подобный молитвенный дом сохранился в качестве музея в городе Исиномаки близ города Сэндай, и все посетители могут видеть две малюсенькие шести–семиметровые комнатки, где ютилась семья катехизатора.

Храм Кагосима дважды горел, но усилиями верующих каждый раз отстраивался заново. «Отец Яков Такая из Кагосима извещает, что церковный дом там сгорел в пожаре той улицы, где он стоял; это уже второй раз церковный дом в Кагосима истребляется огнем, – с огорчением записывает святитель Николай. – Несчастие для христиан, да и для миссии…»[2].

Вскоре после пожара верующие общины собрали средства, и к 1908 году была построена уже новая церковь. В конце Второй мировой войны этот храм во имя апостола Иакова был вновь уничтожен во время бомбардировок.

Воссоздание храма потребовало много сил и времени. В те дни контакты с Русской Православной Церковью были затруднены, а своих иконописцев и образцов икон в Японии было не так много. Поэтому, когда благочестивый прихожанин Кагосима взялся за труд создать иконостас для нового храма, у него не было даже примера для письма. Скорее всего, иконостас стал первой и единственной работой Акилы Сайто, и даже неспециалисту видно, что в иконографии нарушены многие каноны. Однако трепетное желание автора подарить своему приходу иконостас, без которого было бы невозможно совершать православные богослужения, помогло ему написать иконы, пронизанные настоящим духом Православия. Освящение храма произошло 23 июня 1957 года [3].

Нередкие тайфуны с сильными ветрами и вулканическая пыль Сакурадзима с течением времени повредили храм. В 2002 году в храме проводились реставрационные работы, а в местный ряд иконостаса японской иконописицей Ангелиной Имабори были добавлены две иконы – святого апостола Иакова и Преображения. В храме есть иконы российских иконописцев (двунадесятых праздников, Воскресения Христова, Казанский, Владимирский и Смоленский образы Богородицы), работы греческих мастеров и присланная 15 лет назад из Болгарии храмовая икона апостола Иакова.

На освящение храма 26 октября 2002 года собрались 75 человек – значительная цифра для этого удаленного и достаточно провинциального города Кюсю [4].

С 1991 года благочинным приходов Кюсю служит иерей Павел Оикава. Отец Павел родился в семье православного священника Петра Оикава, 26 лет служившего в Кусиро, а затем переведенного в приход Мориока на северо-востоке Хонсю.

В 1978 году сразу после окончании школы 18-летний Павел отправился в столицу для учебы в Токийской семинарии. Там его одноклассниками стали намного более взрослые люди, выбравшие путь православного священства после обычной работы в миру. Среди них был и в то время 40-летний Алексий Мацудайра – напутствовавший меня несколько дней назад благочинный Саппоро протоиерей Алексий.

«Учиться в семинарии взрослому человеку не так просто, – писал отец Алексий в помещенной в «Вестнике Православия» 1981 года заметке по случаю его рукоположения в иереи. – Однако благодаря помощи однокурсника Павла Оикава, мне удалось пройти три года семинарской жизни с настоящим воодушевлением» [5].

Во время учебы в семинарии Павлу Оикава удалось сэкономить деньги для паломничества в Грецию и на Афон. Много лет спустя отец Павел смог встретиться и со святынями русского Православия: в 2003 году вместе с епископом Сэндайским Серафимом он стал участником юбилейного крестного хода из Дивеево в Саров. Поэтому иконы преподобного Серафима есть и в Хитоёси, ставшем с 2003 года центром благочиния Кюсю.

Хотя православных прихожан в Кагосима не так много, на традиционную рождественскую елку в православном храме собирается не меньше детей из окрестных домов, чем на католический праздник. Во время праздника священник Павел Оикава рассказывает живущим по соседству с храмом детям о Православии и о событиях Новозаветной истории.
(продолжение следует)

Прочитано: 1 500 раз.
Поделиться с друзьями

Отправить комментарий

*