Моя Матронушка

6 Дек 2023 | Категории: Новини

38 лет назад, будучи восторженной первокурсницей журфака, я решила посвятить свою профессиональную деятельность православной журналистике. Первая, предложенная мною в редакции регионального «Церковного вестника» тема, была посвящена рассказу о святой блаженной старице Матроне Московской. Выпускающий редактор понимающе улыбнулась и со всей возможной тактичностью объяснила: «Знаешь, каждая журналистка, приходящая к нам, хочет написать о Матроне. Батюшка не благословит».   И тогда, по благословению все того же священника, я отправилась в журналистику светскую: на первых порах тайком лазила в верстку, чтобы написать Бог с большой буквы, потом стало удаваться большее, но это все время была маленькая битва, а не добрый рассказ о Чуде.

И вот сегодня передо мной не четверть полосы провинциальной газеты, сейчас я могу рассказать о моей Матронушке многим людям.

«Медийная» святая? Но, во-первых, кажется, что нет уже человека, не знающего ее житие. Родилась слепая малышка в Тульской губернии, и была поначалу нежеланным ребенком (родители не могли прокормить и первых трех детей). Однако богобоязненная мать увидела вещий сон и оставила мысли о том, чтобы отдать ребенка в приют. В среду и пяток грудная девочка не вкушала материнского молока – спала день напролет. На груди у будущей святой был четко виден крестик, как будто из косточек, а когда ее крестили, над купелью поднялся благоуханный легкий дым и крестивший ее отец Василий предсказал: «Этот младенец будет свят».

К Матронушке потянулись сначала соседи, потом люд из других деревень и городов: утешала, помогала, наставляла без устали. Люди благодарили чем могли, и маленькая девочка стала кормилицей в семье. В юности Матрона много паломничала, а потом обезножила.

Переехала в Москву и оставшиеся годы жизни провела сидя на сундуке или кровати, принимая людей. Спала она очень мало, облокотившись на кулачок, и все время посвящала молитве. Во-вторых, в двух из трех случайно купленных мною на этой неделе журналов нашла большие подробные статьи о старице.

Дважды за текущий месяц (статья написана в мае 2009 – прим. ред.) светские телевизионщики просили поделиться контактами тех, кто может что-то сказать о Матроне («Мы честно дежурим у монастыря, но там все молятся об успешной сдаче ЕГЭ!») ну и, наконец, в месяце прошедшем мне опять же дважды самой пришлось рассказывать о ней для 1 и 3 каналов.

О Матроне сказано и написано очень много, я же возьму на себя смелость рассказать об этой глыбе Православия (еще Иоанн Кронштадтский прилюдно назвал ее столпом Православия и России) через призму собственной жизни лишь потому, что это будет наиболее честно.

Как все начиналось

Ксерокопия более чем известной ныне фотографии, где матушка сидит на фоне бревенчатой стены (а ведь во время морозов – она часто жила в неотапливаемых сараюшках – волосы старицы примерзали к стене), появилась в нашем доме более 10 лет назад. Бабушка обернула ее в целлофановую пленку, поставила в красный угол и с горечью рассказывала, что в молодости жила с Матронушкой по соседству – на Сходне. Бабушке не единожды говорили о старице, однако до матушки она так и не дошла, хотя скорбей в жизни было не мало. Что помешало – трудно теперь сказать, бабушка волновалась о другом – чтобы мы, дочки и внучки, не лишили себя Божьей помощи по молитвам Матронушки.

Время шло, Матрону канонизировали, мощи с Даниловского кладбища (тогда с могилки люди брали песочек, и завозили его туда, говорят, камазами) перенесли в Покровский монастырь. Появились первые иконы, та же фотография в хорошем полиграфическом качестве и книга, включающая в себя житие, акафист и свидетельства тех, кто получил исцеление и помощь по молитвам Матроны Московской. На самой последней странице той книги был опубликован рассказ бабушкиной сестры о том, как удачно завершились ее многолетние поиски засекреченных документов, связанных с жизнью гонимого в 30-х годах дедушки-священника. Все это, помню, меня так впечатлило, что в последних классах школы я как-то твердо и безоговорочно поняла: я никогда не останусь без помощи, мне всегда есть, куда пойти, и все будет хорошо.

Может, это именно та позиция, за которую и ругают почитателей Матронушки: мол, верите в нее больше, чем в Бога. Естественно, это не так, просто мы, по грехам и слабостям своим, перекладываем огромный труд молитвы на «хрупкие плечи» святой. Веря и зная, что она вымолит у Бога и прощение грехов, и ослабление тягот, и житейскую помощь. Ведь не зря же она говорила: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

К Матронушке, на Таганку

Где только ни жила в Москве старица Матрона: на Ульяновской улице, на Пятницкой, в Сокольниках, в Вишняковском переулке, у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыно,   в Староконюшенном переулке. Однако совсем другой район – Таганка, стал местом земного пристанища блаженной старицы. Впервые я попала в Покровский в 2000-ом. И если бы   потом не появлялась там регулярно, сейчас бы не узнала монастыря!

Ограды не было, колокольни не было, монастырских корпусов не было, второй собор был только-только отдан и разрушен чуть ли не полностью. Ни о радующем глаз магазине, ни о шикарных монастырских клумбах не было и речи! Ни богатой раки, ни огромного ассортимента иконок, книжечек и сопутствующих товаров. Только мощи, икона на стене Покровского собора и короткая – как сейчас понимаешь – очередь «всего-то» на два часа. (Ныне нужно стоять как минимум шесть, в выходные – 8-9).

Так радостно вспоминать это счастье, ведь я попала к Матроне девчонкой, на самом деле не знающей жизни. Первая просьба у иконы: «Матронушка, пусть все мои близкие будут живы и здоровы! И чтобы я ПОСТУПИЛА в университет!!!» А потом обязательное, но в данном случае так трудно выговариваемое условие: «Если Богу будет угодно».

Очередь к Матронушке

Воцерковленному человеку нелегко дается очередь к Матронушке. Сколько услышишь разговоров о том, что надо-де приложиться и иконе, дабы «снять порчу», но перед этим нужно к мощам, и ступать обязательно с правой ноги. Или про то, что нужно приходить три дня подряд, натощак для пущего эффекта. Про правильную энергетику, сглаз и т.п. даже говорить не хочется. Однажды в очереди к Матронушке я испытала первый настоящий шок: помню, вышел батюшка и говорит: «Сестры, сейчас будет молебен для тех, кто делал аборты. Выйдите из очереди, помолимся». – Странный батюшка! – подумала я. Кто же вот так при всех признается, выйдет, чтобы на нее глазели?! И тут очередь начинает шевелиться и гудеть, делясь цифрами, в итоге почти все бабушки-одуванчики и матушки-благочестницы устремляются к священнику.

Именно тогда во мне произошел переворот, когда я перестала составлять мнение о жизни людей по их внешнему виду. Хочется надеяться, что такой же переворот произойдет в умах тех, кто «подозревает» Матрону в оккультизме. Главный довод таких людей – «посмотрите на тех, кто к ней ходит, послушайте их разговоры».

Боюсь, что если в любом другом монастыре или храме, у мощей или чудотворной иконы любого святого собрать несколько сотен прихожанок и захожанок и оставить их наедине с самими собой на несколько часов, разговоры будут такими же. Матрона не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, целительством, экстрасенсорикой, магией и колдовством.

Люди, близко знавшие ее в московский период жизни, рассказывают, что ее ненавидели т.н. колдуны и оккультисты. А матушка в свою очередь регулярно исповедовалась и причащалась, ее почитали монахи Троице-Сергиевой Лавры.

Благодарность, или поколение Матрешек

Известно, что матушка любила полевые цветы, отсюда появилась традиция приносить ей небольшие букетики лютиков, ромашек. Еще лет пять назад при выходе из метро «Марксистская» (а именно от нее до Покровского монастыря две остановки на любом троллейбусе или пешком) продавали именно такие букетики. Однако бизнес сделал свое дело, и к Матронушке понесли исключительно голландские розы и гвоздики (торговкам легче закупить цветы оптом, чем собрать за городом). Сестры монастыря, буквально утопающие в цветах, ввели монастырскую традицию освящать цветы на мощах, а потом лепестки и стебельки раздавать паломникам. Их зашивают в подушечки и хранят как святыньки.

Многие исцелившиеся жертвуют на икону Матроны дорогие украшения, которые впечатляют своим количеством всех паломников. Жертвы на монастырь, письменные свидетельства исцелений – всего этого в Покровском монастыре вдоволь. Поэтому особо радует появившееся в Москве поколение маленьких девочек, которых родители ласково называют Матрешка, потому что зовут доченьку – Матрона. В честь Матроны Московской.

Именно так назвал дочку друг нашей семьи, православный философ и публицист. Как и любой москвич он бывал у Матронушки, но особо почитать святую стал тогда, когда узнал, что его беременная жена должна родить девочку, и примерная дата – недалеко от дня памяти Матроны. Молитвы были особо усердными, ибо врачи предупредили, что гарантий рождения ребенка не дают – у малышки не работает почка. Однако по молитвам старицы маленькая благополучно появилась на свет, в первые месяцы жизни перенесла операцию в Филатовской больнице и сейчас ничем не отличается от сверстников, разве что тем, что в свои два года уже точно знает, где в храме находится икона святой Матроны Московской.

Матроноверы и их противники

Нельзя не замечать, что кроме благолепия убранства Покровского монастыря и громкого воспеванием имени святой Матроны есть довольно обширная группа людей, наших единоверцев и соотечественников, которые очень скептически относятся к такому рьяному почитанию святой, сравнивают очереди к ней с очередью в Мавзолей, откровенно потешаются над «публикой монастыря» и даже придумали определение – «матроноверы».

Хотел того или нет, но их «предводителем» стал отец Андрей Кураев, который незадолго до канонизации Матроны задал в своей книге «Оккультизм в Православии» вполне логичные вопросы, краткий смысл которых сводится к следующему: почему нет таких очередей ни к Сергию Радонежскому, ни к Даниилу Московскому? Почему Синодальная комиссия по канонизации очень придирчиво разбирала бумаги по причислению к лику святых Царской семьи, и так быстро одобрила канонизацию Матроны Московской, закрыв глаза на то, что З.В. Жданова, автор первого, неканоничного жития Матроны позволяла себе очень далекие от православной традиции рассуждения?

Хочется лишь пожалеть тех людей, которые не могут, как дети, радоваться тому, что у них появилась такая заступница. «История Православной Церкви знает много примеров, когда не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники молитвой врачевали нуждающихся в помощи», – напоминает нам житие старицы, а кто что кому сказал, и кто как это истолковал – тут уж извините.

Чудеса Матронушки

Когда я начинаю кому-нибудь рассказывать о том, что особо почитаю Матронушку, нецерковные люди требуют «доказательств». «Ну а как, как она тебе помогла?» В таком случае я всегда выставляю вперед дочку, которую мы нажили лишь на пятом году брака. До этого Господь не посылал нам деток. Сначала переживали, больше, признаться, «из внешнего» – как же, православная семья, и без детей, непорядок!

Потом попривыкли – карьера, путешествия, увлечения. Однажды я осознала, что меня не только устраивает, но и радует «свободная» жизнь. Именно тогда я со слезами молилась у мощей Матронушки о даровании нам деточки. Через несколько дней после этого мы с мужем выиграли странный приз – свадебный лимузин.

Недолго думая, организовали «псевдосвадьбу» с платьем, букетом невесты, нарядным фотоальбомом, «все как положено». Ровно через месяц узнали, что ждем ребенка, а через девять месяцев родилась дочка.  Так Господь наградил меня Чудом, при том, по «высшему разряду» – ровно через девять месяцев после «первой» брачной ночи. В очереди я теперь не стою, с детьми пропускают так. Так что, возможно, «разговорчиков в строю» стало меньше. И я верю, что с годами они исчезнут вообще. Матушка Матронушка, помоги! “ПУСТЬ ГОВОРЯТ” о Матроне Московской

Пелагея Тюренкова

Прочитано: 85 раз.

Голосеево монастырь<--Голос --> Голосеево монастырь

Комментарии закрыты